2. Дополните схему примерами, показывающими, как проявляются свойства географической оболочки.
Свойства географической оболочки |
Целостность |
Ритмичность |
Зональность |
в гидросфере растворены различный газы, внутри литосферы протекают подземные воды, между оболочками происходит обмен энергией и веществом |
колебания температуры, смена дня и ночи, смена времен года |
в зависимости от географической широты и высоты над уровнем моря природные условия имеют ярко выраженные различия |
3. Объясните, что является причиной суточных ритмов в географической оболочке.Вращение Земли вокруг своей оси.
4. Что является причиной смены природных зон от экватора к полюсам? В первую очередь это климат.
5. Объясните, почему при движении на юг природную зону тайги сменяет зона смешанных и широколиственных лесов.При движении с севера на юг климат изменяется на более благоприятный, а значит и улучшаются природные условия. Именно поэтому изменяется и растительность.
6. Используя текст учебника, карту "Природные зоны мира" и другие источники информации, заполните таблицу.
Природная зона |
Распространение |
Растительность |
Животный мир |
Экваториальные леса |
с обеих сторон от экватора |
сосредоточено более 2/3 видов растений |
различные насекомые, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы |
Саванны |
с севера на юг от экваториальных лесов |
травяная, некоторые виды деревьев |
млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые |
Пустыни |
большие территории в разных широтах |
скудная, в оазисах - пальмы, возможно земледелие |
много насекомых, пресмыкающихся, грызунов |
Степи |
Евразия, С. и Ю. Америка |
богатая травянистая |
грызуны, птицы, некоторые хищники |
Леса |
умеренные широты |
широколиственные и смешанные леса, кустарники |
млекопитающие, земноводные и мн.др. |
Тайга |
север умеренных широт |
хвойные леса |
млекопитающие |
Тундра |
приполярные широты |
мхи, лишайники |
грызуны, млекопитающие |
Арктические пустыни |
полярные широты, острова у полюсов |
отсутствует |
белый медведь, пингвин |
7. Рассмотрите рисунок 113 на с.168 учебника. Объясните, в чем различия высотной поясности в горах умеренного пояса и в горах тропического пояса.В тропических горах большая площадь ледников, но меньшая высокогорных лугов. В тропических горах отсутствуют смешанные и широколиственные леса, а хвойных заметно меньше. В горах умереных широт отсутствуют влажные тропические леса и степи.
8. На контурную карту полушарий нанесите природные зоны мира. Закрасьте их разными цветами и подпишите их названия.
9. С помощью карт (подумайте каких) определите, в каких горах - Скандинавских или Альпах - высотных поясов больше. Объясните почему.В Альпах, т.к. они расположены в более теплых климатических условиях и имеют большую высоту.
10. Что можно узнать о культурном ландшафте по плану местности? С помощью рисунка 23 на с.34 учебника или топографической карты в атласе расскажите о культурном ландшафте местности, которая там изображена.Можно узнать, какая хозяйственная деятельность производится на данном участке. На рис.23 показан сельскохозяйственный ландшафт с элементами жилого.
11. Представление о географической оболочке как особом природном образовании сформулировано в наук XX в. географическую оболочку образно называют ареной жизни человека или средой существования человеческого общества. Почему ее так называют?Потому что в географической оболочке происходит взаимодействие всех живых организмов, в том числе и человека с окружающей средой или людей между собой.
12. Составьте поан мероприятий по решению проблем "Что можно сделать в нашей местности, чтобы обустроить ее культурный ландшафт". Определите:а) что можно сделать в первую очередь;б) что можно сделать в перспективе.В моей местности достаточно сильно развит культурный ландшафт. Я бы занялась его улучшением и приведением в порядок.
а) в первую очередь, надо разрешить все экологические проблемы;
б) заняться облагораживанием территорий.
13. Вы знаете, что все компоненты природного комплекса взаимосвязаны. Как вы считаете, к каким изменениям в природном комплексе приведет: а) вырубка леса; б) осушение болота? Ответ оформите в виде схемы.
14. Какие меры принимаются в вашей местности для устранения отрицательного воздействия человека на природу? Приведите примеры.Создаются заповедники и национаьные парки, проводятся субботники и общественные экологические мероприятия, проектируются новые технологии производства.
15. На примере своей местности покажите, что вмешательство человека приводит к отрицательным и положительным последствиям в природном комплексе.
Воздействие человека на природу местности |
Положительное воздействие |
Отрицательное воздействие |
создание заповедников и нац.парков облагораживание и уборка территорий сохранение редких животных и растений |
вырубка лесов, застройка природы, загрязнение, истощение природных ресурсов |
16. Вы работник туристического агентства. Вам предложили составить текст рекламы отдыха в Египте, Индии. Опишите особенности природных зон, в которые попадет турист. С какими природными особенностями придется встретиться туристу?Индия - страна тропического муссоного климата. Выделяются три климатических сезона. Есть различные природные комплексы: горы, леса, пустыни. Средняя температура зимой 10-15°С, летом 32-40°С. Муссон - сезон дождей. Основные природные зоны - тропики, суб-тропики и саванны.
17. Верхняя граница географической оболочки совпадает с верхней границей:а) тропосферы
б) литосферы
в) гидросферы
г) биосферы
18. Смена дня и ночи - пример свойства географической оболочки:а) зональности
б) целостности
в) ритмичности
19. Природный комплекс - это:1) совокупность растений и животных на определенной территории
2) система взаимосвязанных и неразрывных компонентов (рельеф, климат, поверхностные воды, почва, растительность, животный мир) на определенной территории3) комплекс различных элементов рельефа
20. Смена природных зон от экватора к полюсам происходит в результате изменения:1) типов почв
2) рельефа
3) соотношения тепла и влаги4) атмосферного давления
21. Установите соответствие:
1) самый большой природный комплекс |
б) географическая оболочка |
2) смена природных зон от экватора к полюсам |
г) широтная зональность |
3) вертикальная смена природных зон |
а) высотная поясность |
4) часть географической оболочки, которая отличается от других сочетанием тепла и влаги |
в) природная зона |
22. Природная зональность - это:а) закономерная смена растительности в горах, обусловленная высотой над уровнем моря и связанная с уменьшением тепла, а также с изменением количества атмосферных осадков;
б) закономерное сочетание элементов рельефа, климата, почв;
в) закономерная смена природных зон на Земле, обусловленная изменением количества тепла и влаги.
23. Закончите определение.Закономерная смена природного комплекса с подъемом в горы называется
высотной поясностью.
24. Примером азональности является:а) Мировой круговорот воды;б) высотная поясность
в) природная зональность
25. Выберите верные утверждения:а) Влажные экваториальные леса располагаются по обе стороны экватораб) В саваннах явно выражены четыре сезона года: лето, осень, зима, весна.
в) Для степей характерно отсутствие травянистой растительности;
г) Пустыни образовались в результате недостатка влаги;д) Корни пустынных растений, как правило, стелются по поверхности;е) Для степей характерны жаркое сухое лето и морозная зима, плодородные почвы;ж) В тайге произрастают ель, кедр, саксаул;
з) Характерные черты тундры - долгая зима и короткое лето, недостаток влаги, скудная, низкорослая растительность.
26. Подзолистые почвы характерны для зоны:а) тундры
б) степей
в) тайгиг) пустынь
27. Черноземные почвы характерны для зоны:а) тайги
б) степейв) экваториальных лесов
г) тундры
28. Подхолистые почвы характерны для зоны:а) лесостепей
б) пустынь
в) тайгиг) тундры
29. Культурным ландшафтом является:а) лес
б) пашняв) болото
г) речная терраса
30. Верны ли следующие утверждения?А) Причиной широтной зональности является азличие в количестве тепла и влаги, получаемых земной поверхностью на разных широтах;Б) Для зоны степи характерны черноземные земли.1) верно только А
2) верно только Б
3) оба верны4) оба неверны