Работаем с текстом - Ответы, ГДЗ, Тетрадь-тренажер 5-6 класс 1 часть (Лобжанидзе)

1. О каких природных явлениях идёт речь в русских загадках?

Крупно или мелко зачастил да всю землю напоил. Дождь.

Никто меня никогда не видел, но зато хорошо слышал. Эхо.

Крашеное коромысло над рекой повисло. Радуга.

Зимой живёт — лежит, а весной умрёт — бежит. Снег.

Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут. Облака.

Без рук, без ног, а ворота открывает. Ветер.



2. Прочитайте отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери Г «Маленький принц».

- Книги по географии — самые драгоценные книги на свете, —
объяснил географ. — Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай — чтобы гора сдвинулась с места. Или океан пере- сох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.

- Но потухший вулкан может проснуться, — прервал Малень­кий принц.

- Потух вулкан или действует — это для нас не имеет значе­ния, — сказал географ. — Важно одно: гора. Она не меняется.

С чьим мнением — географа или Маленького принца — вы согласны? Объясните почему.

Географ. Географические объекты горы, океаны, материки) очень медленно меняются, поэтому описание их местоположения и особенностей не устаревает долгие годы.


3. Определите, о каком замысле идёт речь в этом фрагменте письма.

...Ваш смелый и грандиозный план плыть в восточные страны i западным путём, который показывает переданная Вами карта, я принял к сведению... Изображённый на ней путь не только возмо­жен, но правилен и надёжен. Несомненно, такое плавание почётно и может принести неисчислимые выгоды и высочайшую славу во всём христианском мире.

Тосканелли, 1481 год

Доплыть до Индии по морю, обогнув земной шар с запада.

Кому было отправлено письмо?

Христофору Колумбу.


4. Определите, какому известному путешествию предшествовал этот диалог.

— Никто не оспаривает того факта, что в Южной Америке развивалась одна из наиболее замечательных культур прошлого, но столь же верно и то, что нам не известно, ни какой народ её создал, ни куда она исчезла после прихода к власти инков. Одно можно утверждать с несомненной достоверностью: ни один из народов Южной Америки не переселился на тихоокеанские острова. И знаете, почему? Ответ предельно прост. Они не могли туда попасть — у них не было лодок.
— Но у них были плоты, — возразил я нерешительно. — Вы же знаете — это плоты из бальсового дерева.
— Что же, попробуйте совершить плавание на плоту из Перу до тихоокеанских островов.

Экспедиция "Кон-Тики": плавание на плоту из Южной Америки в Полинезию.

Кто был одним из беседующих?

Тур Хейердал.



5. Установите, о каких морских походах идёт речь в этом фрагменте текста.

Лейф и его спутники взошли на корабль, всего их было 35 чело­век... Они снарядили свой корабль и, когда всё было готово, вышли в море... Они плыли при северо-восточном ветре. Они прошли про­ливом между островом и мысом... Там была река, вытекавшая из озера. И в реке, и в озере было много крупной красной рыбы, какой они никогда прежде не видели. Когда пришла весна, они приготовились к отплытию назад. Лейф дал этой земле имя Вин- ланд (Виноградная земля).

Гренландские саги.

Путешествие викингов к берегам Северной Америки.

Берегов какого материка достигли мореплаватели?

Северная Америка.

О каких племенах идёт речь во фрагменте текста?

Викинги.

Как эти племена называли на Руси?

Варяги.


6. Прочитайте в учебнике текст о первом русском кругосветном путешествии и ответьте на вопросы.

Когда была довершена первая русская кругосветная экспеди­ция?

1803-1806 годах.

Кто руководил этой экспедицией?

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

На каких кораблях отправились в плавание русские мореходы?

"Надежда" и "Нива".

В чём заключались результаты этой экспедиции?

Естествоипытатели, помимо нанесения на карту новых островов, проливов, мысов, рифов, изучения обычаев, верований и языков островитян, занимались наблюдением за морскими течениями, проливами и отливами, измеряли температуру воды на разных глубинах. Результаты этих исследований положили начало новой науке океанологии. Составлялись ценные ботанические и зоологические коллекции. Был составлен "Атлас южных морей" на долгие годы, ставший руководством для всех моряков, чьи суда бороздили воды Тихого океана и южные широты других океанов.


7. Прочитайте текст.

План похода «Фрама» на юг выглядел так: выход из Норве­гии не позже первой половины августа. Первый и единственный заход — на остров Мадейра, Дальше идём наиболее благоприятным для парусника — иначе нельзя назвать «Фрам» ~ курсом на юг через Атлантику и на восток через Южный океан к югу от мыса Доброй Надежды и Австралии...

Что было конечной целью этого путешествия?

Покорение Южного полюса.

Кто был капитанов этого корабля?

Руал Амундсен.