Работаем с текстом - Ответы, ГДЗ, Тетрадь-тренажер 5-6 класс 1 часть (Лобжанидзе)

1. Заполните пропуски в предложениях.

Толщина земной коры под ложем океанов равна 5-10 ки­лометров, под равнинами суши — 30-50 километров, под горными массивами суши - 75 километров. Континентальная земная кора имеет три слоя: осадочный, гранитный и базальтовый. В то время как океаническая земная кора имеет только два слоя: осадочный и базальтовый.



2. Определите, о рождении какого географического объекта идёт речь в тексте.

К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без пере­рывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твёрдой раздробленной лавы самого различ­ного размера, начиная от пылеватых частиц и кончая глыбами, поперечник которых был до 15 метров. Только за первые три дня из пепла и бомб возникла коническая гора высотой 138 метров. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 метров.

Вулкан.

Приведите примеры этих географических объектов.

Фудзияма, Сент-Хелен, Этна, Попокатепетль, Калиманджаро.


3. Определите расстояние в градусах и километрах между двумя вулканами, описание которых представлено ниже.

Этот активный вулкан располагается в районе Гвинейского залива, местные жители вулкан называют Монго ма Ндеми. Высота — 4100 метров. В 2000 году произошло последнее мощное извержение.

Единственный действующий вулкан континентальной Европы.Высота — 1279 метров. В результате его извержения 24 августа 79 года были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум.

Везувий (40 с.ш., 14 в.д.), Камерун (4 с.ш., 9 в.д.). Расстояние: 36 с.ш., 5 в.д., 4100 км.


4. Пользуясь физической картой и картой «Литосферные плиты», определите, последствия какого землетрясения, представленного в тексте, будут более разрушительны. Свой выбор объясните.

В двух регионах Земли произошли одинаковые по силе земле­трясения. Координаты эпицентра первого — 40° ю.ш. 110° з.д., вто­рого — 42° с.ш. 22° в.д.

Первый эпицентр расположен в океане на границе двух расходящихся плит, возможные последствия небольшие. Второй эпицентр находится на Балканском полуострове, на стыке двух близкорасположенных плит. Полуостров густо населен. Разрушений и жертв может быть больше.


5. Вставьте название горной системы в стихотворение А, Чавчавадзе.

...Став гордым теменем — понтийских волн пределом

И в Каспий врезавшись своим прекрасным телом,

Суровый Голиаф меж двух морей возник —

Кавказ, величием исполненный тайник!..



6. Впишите пропущенные географические названия.

Самое большое по площади и высоте горное сооружение Зем­ли — нагорье Тибетское. Оно расположено на материке Евразия, так же как и самые высо­кие горы суши Гималаи, в пределах которых находится 96 из 109 самых высоких вершин мира, в том числе и Джомолунгма с высотой 8848 метров. Самая протя­жённая горная система на суше Анды располо­жена на материке Южная Америка.


7. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова,

Выветривание — процесс разрушения и преобразования горных пород.
Физическое выветривание происходит в результате резких изменении температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению.
Химическое выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на гор­ные породы приводит к биологическому выветриванию.

Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, био­логическое.


8. Впишите в текст название металла, о котором писал известный российский геолог А.Е, Ферсман,

...что было бы с человеком, если бы он вдруг узнал, что всё железо на поверхности Земли исчезло... исчезла бы его кро­вать, распалась бы вся мебель, обвалились потолки и уничтожи­лась крыша. На улицах стояли бы ужасные разрушения: ни рель­сов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей; а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла. Впрочем, чело­век не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись трёх грамм железа в своей крови, он бы прекратил своё существова­ние раньше, чем развернулись бы нарисованные события.


9. Прочитайте рассказ о добыче соли и ответьте на вопросы.

В 1817 году соль добывали в открытой копи — «завале». Однако обильный приток воды сильно мешал правильной добыче, горячие ветры летом заносили пылью и засоряли добытую соль, зимой же во время снежных буранов приходилось совсем бросать работу.

В 1914 году здания соляного промысла располагались на неболь­шой возвышенности к юго-западу от Гипсовой скалы. Вы входите в небольшой надшахтенный домик и начинаете спускаться в шахту по лестнице. На глубине 40 метров перед вами открывается вели­чественная картина: под ногами внизу огромный зал. Деревян­ный потолок покрывает всю поверхность зала, так как падение с высоты 70 метров хотя бы незначительной соляной сосульки могло бы угрожать смертью работающим на глубине. Весь зал освещается электрическими лампочками. Долго не может привыкнуть глаз к ослепительно яркому свету, и только через некоторое время начи­наешь различать вагонетки и людей.

Какими способами добывают соль?

В соляной шахте собирают со дна бассейна.

Почему была прекращена открытая добыча соли?

Добыча была неэффективной, долгой и трудоемкой.

На какой глубине велась добыча соли в шахте?

Более 40 мин.

Почему потолок в шахте был деревянным?

Легко и быстро устанавливается, не входит в состав с солью.

Почему свет ослепил глаза наблюдателя?

Отражался от соли.