Ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом. Составление описания природного комплекса (на местности) - Рабочая тетрадь 6 класс Сиротин (Ответы и гдз)

Цель работы: формирование умений находить взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, определять влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задание 1. Используя данные экскурсий, дайте характеристику таких форм рельефа, как водораздел, пойма, и заполните таблицу 15.

Таблица 15.

Объект

Водораздел

На примере Валдайской возвышенности

Пойма

На примере Ижоры

План сравнения
1. Характер поверхности, степень увлажненности почвы Валдайская возвышенность сильно заболочена, северо-западный склон крутой, юго-восточный пологий. Рельеф холмисто-грядовой, много озер Левый берег Ижоры сложен преимущественно аллювиальными почвами, сформированными на пойменных лугах
2. Расположение вод по отношению к поверхности земли Здесь проходит водораздел бассейнов Волги, Днепра и Балтийского моря. Отсюда берут начало реки: Волга, Западная Двина, Днепр, Ловать, Мста, Пола, Сясь, Молога и др. Берет начало на Ижорской позвышенности
3. Растительность (видовой состав) Естесственной экосистемой Валдая являются тежные широколиственные леса Камыш, рогоз, осока, кувшинки
4. Животный мир (видовой состав) Белки, ондатры, куницы, кроты, зайцы и пр.

бобры, птицы



Задание 2. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Какие из компонентов изученных природных комплексов наиболее сильно отличаются друг от друга и почему?

2. Какое влияние на качественное состояние природного комплекса оказывает рельеф?

3. В каком отношении находятся такие компоненты природного комплекса, как:

а) почва и растительность;

б) растительность и животный мир?

4. Как изменяются компоненты природного комплекса под воздействием человека?

5. Какие меры по охране природных комплексов вы можете предложить?

1. Больше всего отличаются почва и воздух.

2. Рельеф оказывает большое влияние, т.к. от него зависит качество посвы и, соответственно, флора и фауна.

3. а) растительность зависит от качества и состава почвы.

б) распространение животных зависит от растительности.

4. Под воздействием человека часто ухудшается экологическая обстановка.

5. Организация охранных зон, заказников, заповедников, строительство очистных сооружений, жесткий контроль предприятий.

 

Природный комплекс - это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в ее пределах современными процессами.

Водораздел - условная топографическая линия на земной поверхности, разделяющая водосборы (бассейны) двух или нескольких рек, озер, морей или океанов, направляя сток атмосферных осадков по двум противоположным склонам.

Пойма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.

Природный компонент - это составная материальная часть природы, представляющая одну из сфер географической оболочки Земли.

Природные компоненты:

а) почва;

б) воздух;

в) флора;

г) фауна;

д) недра;

е) поверхностные и подземные воды.



Задание 3. Дайте характеристику природного комплекса (ПК) своей местности по предлагаемому плану.

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА.

1. Географическое положение комплекса и его название.

2. Почвы и их качество.

3. Растительность и животный мир. Основные растения и животные.

4. Изменение компонентов комплекса под воздействием человека.

5. Охрана природных компонентов конкретного комплекса.

6. Примеры, доказывающие тесную взаимосвязь природных компонентов, составляющих природный комплекс.

Нижне-Свирский заповедник находится в северной части Восточно-Европейской равнины, в Ленинградской области, на правом берегу р.Свирь, на территории Лодейнопольского района.

Почвы подзолистые, болотные, торфяно-подзолистые, торфяно-болотистые.

На территории заповедника зарегестрировано 256 видов птиц. На его территории встречаются 538 видов высших сосудистых растений. В фауне заповедника насчитывается 44 вида млекопитающих.

Леса разных типов - сосняк, осинники, березняки и лишайники. В болотах - осока, сфаргановые мхи, клюква, морошка, тростник, камыш. Водятся бурые медведи, лоси, барсуки, выдры, бобры и мн.др.

Природа этого края значитльно пострадала во время Великой Отечественной войны, позже - от стихийных бедствий и многочисленных пожаров, большинство которых возникло по вине человека. Лес вырубался на хозяйственные нужды.

После создания заповедника возросло количество бобровых поселений, увеличилась численность серых журавлей, а на внутренних озерах стали встречаться серые гуси, исчезнувшие в 1960-х.


Задания для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ.

1. Какие деревья относятся к хвойным породам.

1) береза.

2) ель.

3) ива.

4) осина.

2. Кто из перечисленных животных живет преимущественно в воде?

1) белка.

2) соболь.

3) куница.

4) бобр.