План и карта - Ответы, ГДЗ, Мой тренажер 5-6 класс (Николина)

1. С помощью текста учебника ответьте на вопросы.
Для чего человеку необходимо ориентироваться в пространстве? Что надо занть для ориентирования на месте?

Человек должен уметь ориентироваться на местности для того, чтобы, например, не заблудиться во время петушествия, отыскать нужное место в своем или чужом городе. 
Ориентироваться на местности помогают знание различных ориентиров, умение определять стороны света, знание азимута, умение пользоваться компасом и картой.



2. Что такое компас? Когда и где появился первый компас?

Компас - это прибор для определения сторон света и азимута. Первый компас был изобретен в Китае.



3. Какому направлению сторон горизонта соответствуют стрелки на рисунке?

1) СВ
2) СЗ
3) В
4) С
5) Ю



4. Определите, каким направлениям сторон горизонта соответствуют азимуты:

90 восток
180 юг
270 запад
45 СВ
135 ЮЮВ
225 ЮЗ



5. Заполните схему. Дайте определение каждого вида масштаба. Как он изображается? Что показывает? Для чего используется?

Виды масштаба
численный именованный линейный

Численный масштаб - записанный в виде отношения, запись в сантиметрах.
Именованный масштаб - выраженный словами.
Линейный масштаб - изображенный в виде прямой линии с делениями.



6. Какая зависимость существует между масштабом и охватом территории местности?

Чем больше охват территории, тем меньше масштаб.



7. Определите, какому расстоянию на местности соответствует 1 см на плане, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.

Масштаб плана Расстояние на местости, м Во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности
1:50
1:100
1:200
1:1000
1:2000
1:5000
0,5
1
2
10
20
50
в 50
в 100
в 200
в 1000
в 2000
в 5000



8. Условные знаки - это азбука плана и карты. Что необходимо знать и уметь при составлении плана местности?

При составлении плана местности необходимо уметь делать съемку местности, определять масштаб и стороны света, знать условные знаки.



9. Условные знаки каких объектов изображены на рисунке?

1. Населенный пункт
2. Обрыв
3. Деревья, лес
4. Луг
5. Болото
6. Водоем
7. Сады
8. Мост
9. Родник
10. Здание школы
11. Мельница
12. Направление течения реки



10. Изобразите условными знаками объекты.



11. Какие особенности характерны для географической карты?

Географическая карта менее подробна, обобщена, имеет мелкий масштаб, имеет другие условные знаки, имеет градусную сетку.



12. На какие группы и по каким признакам можно разделить географические карты?

Карты различаются по масштабу (мелко-, средне-, крупномасштабные), пространственному охвату (регион, страна, мир и др.), содержанию (общегеографические, контурные, тематические).



13. Изобразите и подпишите элементы градусной сетки: экватор, начальный (нулевой) меридиан, 180-й меридиан, Северный и Южный полюсы, тропики, полярные круги.



14. Заполните таблицу, сравним параллели и меридианы.

Признаки Параллели Меридианы
Направление со стороны горизонта с Запада на Восток с Севера на Юг
Начало отсчета экватор нулевой меридиан
Окончание отсчета Северный/Южный полюса нулевой меридиан
Изображение на карте искаженно искаженно



15. Выпишите названия объектов на местности, изображенных на этом плане:

р. Сочь, пос. Гончаровка



16. По топографической карте учебника (с.34) определите расстояние между деревней Кленово и селом Барсуки. Для этого:

1) определите величину масштаба в 1 см - 250 м
2) определите расстояние между пунктами по прямой, измерьте расстояние в см линейкой
3) умньжьте величину масштаба на расстояние на карте



17. Путешествовать по карте - увлекательнейшее занятие, если вы знакомы со всеми ее обозначениями. Карта рассказывает вам об облике Земли, ее объектах своими условными знаками. О чем рассказывает легенда физической карты полушарий, помещенной в учебнике (с.176-177)?

На нашей планете есть точки, которые имеют высоту более 5000 м или глубину более 5000 м; большую часть планеты занимает Мировой океан; на суше есть множество самых разнообразных объектов. 



18. По карте полушарий определите:

а) Какие материки пересекает нулевой меридиан?
Африка, Евразия, Антарктида.

б) Какие материки пересекает экватор?
Южная Америка, Экватор

в) Какие горы в Евразии протянулись вдоль параллели 30?
Гималаи

г) Какие горы в Евразии протянулись вдоль меридиана 60?
Уральские горы

д) Какие материки находятся только в Южном, Северном, Восточном и Западном полушариях?
Только в Южном - Антарктида, Австралия; только в Северном - Евразия, Северная Америка; только в Восточном - Австралия; только в Западном - Северная и Южная Америка.

е) В каком направлении от Москвы расположен ваш населенный пункт? 
Юго-Восток



19. Проложите на контурной карте цветным карандашом маршрут исследовательского судна "Географ", на котором вы штурман. Укажите географические координаты всех пунктов, встречающихся по пути.

Судно отправляется из Санкт-Петербурга 59 с.ш., 30 в.д. Маршрут проходит через Гибралтарский пролив 35 с.ш., 5 з.д., Суэцкий канал 30 с.ш., 32 в.д. мимо островов Мадагаскар 19 ю.ш., 47 в.д., Кергелен 49 ю.ш., 69 в.д., Тасмания 42 ю.ш., 147 в.д.. Ваше судно сделало остановку в городе Сиднее 32 ю.ш., 151 в.д., далее направилось на остров Ява 7 ю.ш., 11 в.д.



20. Определите направление стрелки на каждом рисунке.

1) СВ
2) Ю
3) СВ
4) СЗ
5) ЮВ
6) В
7) З
8) СЗ



21. Определите азимуты на указанные предметы:

А - 60
Б - 120
В - 210
Г - 300



22. При помощи горизонталей, проведенных через 25 м, изобразите холм, западный склон которого более пологий, чем восточный. Относительная высота холма 60 м.



23. До реки учащиеся шли по азимуту 270, 225, 180. Назовите направление их движения и изобразите путь следования.

Направление движения - З-ЮЗ-Ю



26. Отправляемся в путешествие:

1) на контурную карту нанесите точки с координатами: А - 8 с.ш., 80 в.д.; Б - 12 ю.ш., 50 в.д.; В - 70 ю.ш., 90 з.д.
2) определите по атласу, какие это объекты, и подпишите их названия на контурной карте: А - о.Шри-Ланка, Б - о.Мадагаскар, В - о.Петра.



27. Определите географические координаты.

Географический объект Его координаты
Кейптаун
Устье Амазонки
Панамский канал
33 ю.ш., 18 в.д.
0 ш., 50 з.д.
9 с.ш., 79 з.д.



28. По физической карте полушарий определите абсолютную высоту и географические координаты следующих горных вершин:

Горы Абсолютная высота Координаты наивысшей точки
Анды
Гималаи
Кавказ
6962 м
8848 м
5642 м
32 ю.ш., 70 з.д.
27 с.ш., 86 в.д.
43 с.ш., 42 в.д.



29. Определите географические координаты городов. Нанесите их на контурную карту:

а) Сан-Франциско 37 с.ш., 1222 з.д.
б) Бразилиа 15 ю.ш., 47 з.д.
в) Сидней 33 ю.ш., 151 в.д.
г) Берлин 52 с.ш., 13 в.д.
д) Пекин 39 с.ш., 116 в.д.
е) Каир 30 с.ш., 31 в.д.



30. С рыболовецкого судна, которое находится в океане на 10 ю.ш. и 60 в.д., поступил сигнал SOS. Его услышали на кораблях "Флагман" и "Заря". Корабль "Флагман" находится в точке 4 с.ш. и 50 в.д.,  а"Заря" - на 8 ю.ш. и 65 в.д. Какое из них, на ваш взгляд, может быстрее прийти на помощь потерпевшим бедствие?

Я думаю, что это корабль "Заря", т.е. его координаты ближе к координатам бедствующего судна.



31. Перед вами план местности. Представьте, что у вас появилась возможность приобрести здесь участок. Где и почему вы бы его выбрали? Для каких целей использовали бы? Как бы преобразовали эту местность? (Покажите условными знаками).



32. Полярная звезда - ориентир на:

а) север
б) запад
в) юг



33. Какой буквой среди условных знаков обозначен фруктовый сад?

A)
B)
C)
D)



34. Какой буквой среди условных знаков обозначена тропа?

A)
B)
C)
D)



36. Какой масштаб крупнее? Нужное подчеркните.

а) 1:5000 или 1:10000
б) 1:30000 или 1:80000
в) 1:800000 или 1:40000



37. Найдите ошибку:

а) 1:25000000 - в 1 см 25 км
б) 1:30000 - в 1 см 300 м
в) 1:100 - в 1 см 1 м



38. Масштаб, записанный в виде выражения 1:5000, называется:

а) именованный
б) численный
в) линейный



39. Абсолютная и относительная высота отличаются друг от друга:

а) величиной
б) местом измерения
в) предельной высотой измерения
г) точкой, откуда они отсчитываются



40. Построение плана местности методом съемки из одной точки называется:

а) полярной съемкой
б) глазомерной съемкой
в) маршрутной съемкой



41. Укажите верное определение меридиана:

а) линия, проведенная параллельно экватору
б) воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию
в) линия, соединяющая точки на поверхности Земли



42. Укажите верное определение параллели:

а) воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора
б) линия на глобусе и карте, соединяющая полюсы Земли
в) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой высотой



43. Географическая широта бывает

северной и южной.



44. Географическая долгота бывает

западной и восточной.



45. Направление по карте определяется:

а) по параллелям и меридианам
б) по масштабу
в) по легенде карты



46. Какой буквой обозначена стрелка, окапзывающая направление на восток?

A)
B)
C)
D)



47. Какой буквой обозначена стрелка, показывающая направление на запад?

A)
B)
C)
D)



48. По физической карте полушарий определите, какие города имеют координаты:

а) 43 с.ш. и 132 в.д. - Владивосток
б) 36 ю.ш. и 150 в.д. - Сидней
в) 38 с.ш. и 123 з.д. - Сан-Франциско



49. Определите, какой из указанных городов расположен севернее:

а) Магадан - 60 с.ш. и 150 в.д.
б) Мурманск - 69 с.ш. и 130 в.д.



50. Определите географическую широту и долготу:

а) Мехико - 20 с.ш. и 99 з.д.
б) Мурманска - 69 с.ш. и 130 в.д.
в) Якутска - 62 с.ш. и 129 в.д.



51. Какой буквой на карте обозначена точка с координатами 37 ю.ш. и 2 з.д.?

A)
B)
C)
D)



52. Какие географические координаты имеет точка, обозначенная на карте буквой А?

10 с.ш. и 10 в.д.



53. Какой буквой на карте обозначена точка с координатами 62 с.ш. и 38 в.д.?

A)
B)
C)
D)

ГДЗ по другим предметам