Цель работы: развитие знаний о географическом положении России, об особенностях и направлениях изменения ЭГП и ПГП России во второй половине XX - начале XXI в.
Задание 1. На контурной карте "Федеративное устройство России" отметьте граничащие с Россией государства и выделите различия этих стран по уровню социально-экономического развития, экономическим и политическим связям. Для этого:
а) Покажите сухопутные и морские границы России с Норвегией, Финляндией, Японией и США. Определите уровень экономического развития этих стран мира (высокий, средний, низкий); б) Обозначьте страны, входящие в СНГ, и отметьте их столицы. Какие из этих государств выделяются по своей площади и количеству населения? в) Обозначьте страны Балтии. Подумайте, почему эти страны не вошли в новое Содружество Независимых Государств (СНГ). В какие экономические и военно-политические группировки вошли эти страны в 2004 г.? г) Обозначьте границы России и Белоруссии. Какие преимущества вы видите в создании единого государства России и Белоруссии.
а, б) Контурная карта.
Задание 2. Перечислите изменения в географическом положении России, которые произошли: после распада СССР (Союза Совета Социалистических республик); после расширения военного блока НАТО на восток.
Задание 3. На примере России покажите зависимость между географическим положением государства (экономико-географическим (ЭГП) и политико-географическим (ПГП)) и той политикой, которую проводит государство по отношению к своим гражданам и другим государствам мира.
Задание 4. Оцените географическое положение России на карте мира (северное положение, обширность территории, протяженность границ, отношения с приграничными государствами) и заполните таблицу 1.
Общий вывод об особенностях географического положения России и его изменении во времени: